2018.09.13. Статистическая осень-2018.

13 сентября 2018

Статистическая осень-2018

К началу осени большинство россиян уже возвратились из отпусков. Не случайно именно этот сезон становится временем визитов интервьюеров Росстата. Осень-2018 особенно богата на такое общение. Чтобы получить актуализированный портрет качества жизни современной семьи, во второй декаде сентября стартуют очередные раунды сразу двух Выборочных федеральных наблюдений: «Комплексное наблюдение условий жизни населения» (КОУЖ) и «Поведенческие факторы, влияющие на состояние здоровья населения».

Статистическая программа октября обещает быть не менее насыщенной. Это, в первую очередь, Пробная перепись населения. Хотя Владимирская область и не вошла в число 9 пилотных регионов, где будет опробована полностью вся программа переписи, владимирцы, как и жители всей страны, смогут примерить на себя роль переписчика. Такую возможность дает главный эксперимент кампании - Интернет-перепись. Проверить свою техническую подкованность, заполнив электронные переписные листы, можно на портале Госуслуг с 1 по 10 октября (при наличии подтвержденной учетной записи). Таким образом, эта переписная кампания пройдет для владимирцев в виртуальном пространстве, без участия переписчиков.

Онлайн-перепись - дело перспективное, однако в настоящий момент исключительное. От услуг интервьюеров органы статистики пока не отказываются. Так будет и при выборочном наблюдении «Использование населением информационных технологий и телекоммуникационных сетей», запланированном на октябрь-ноябрь т.г. Но технический прогресс дотянулся и до их функционала: интервьюеры двух из трех предстоящих выборочных обследований будут проводить опрос с использованием планшетных компьютеров.

Это был анонс взаимодействия Владимирстата с населением на всю осеннюю перспективу. Обратимся к деталям проведения Комплексного наблюдения условий жизни населения, стоящего первым на повестке дня статистиков. В системе наблюдений по социально-демографическим проблемам оно, пожалуй, самое известное и знакомое. Первый раз обследование состоялось в 2011 г., а начиная с 2014 г. проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.

Когда и где?

По всей стране с 15 по 29 сентября исследованием будет охвачено 60 тысяч домохозяйств, во Владимирской области - 675 домашних хозяйств. Для проведения наблюдения определены города Владимир, Струнино. Киржач, Петушки, Кольчугино, Юрьев-Польский, Собинка, Судогда, Ковров, Гусь-Хрустальный, Меленки, Муром, Вязники. Сельскую местность представят деревни Анкудиново Петушинского р-на и Левино Меленковского р-на, село Кутуково Суздальского р-на, а также поселки Головино Судогодского р-на, Достижение Ковровского р-на, Красный Октябрь Гусь-Хрустального р-на, Октябрьский Вязниковского р-на.

Кто стучится в дверь ко мне?

Интервьюера опознать несложно. В его арсенале будет портфель с надписью «Росстат», все материалы будут иметь знаки принадлежности к Федеральной службе государственной статистики. При встрече интервьюер обязательно предъявит служебное удостоверение с печатью и подписью руководителя Росстата и паспорт. Также он вручит информационную листовку, где будет указан номер телефона ответственного сотрудника Владимирстата для возможных консультаций, уточнения полномочий интервьюера и др. вопросов.

Уровень жизни «от первого лица»

Опросы респондентов будут проводиться по специальным вопросникам с конкретными вопросами для различных групп населения. Интервьюеры заносят ответы только со слов опрашиваемых.

Всего будет использоваться три вида вопросников: для домохозяйства, для индивидуального опроса лиц в возрасте 15 лет и более и для детей в возрасте до 15 лет. Согласно первому - члены домохозяйств расскажут о составе своей семьи, оценке материального положения, жилищных и бытовых условиях.

Каждого члена домохозяйства старше 15 лет опросят о его социальном положении и достигнутом уровне образования, участии в трудовой деятельности, его оценке доступности медицинского обслуживания, удовлетворенности транспортным обеспечением, торговым и бытовым обслуживанием, предпочтениях на отдыхе. Респондентам будут заданы вопросы о потребности в социальном обслуживании и доступности государственных услуг, использовании информационных технологий.

О здоровье с пристрастием

Особенно актуальна информация, содержащаяся в разделе «Здоровье и медицинское обслуживание». Поскольку наблюдения выборочные, многие владимирцы даже не догадываются, насколько доскональным получается ландшафт главной жизненной ценности «по-статистически». В этом можно убедиться, открыв раздел итогов наблюдения на сайте Владимирстата http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/statistics/standards_of_life/a4c25800465c91819109f9edfce35b80 (аналитика, графика, сборник, таблицы за 2016 г.) и Росстата http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm

Для тех, кто еще раздумывает, надо ли ему это делать, просто перечислим освещенные вопросы: распространенность хронических заболеваний, наличие и продолжительность инвалидности, потребность в медицинской помощи, получение амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной медицинской помощи, причины необращения за медицинской помощью в медорганизации и получение медицинской помощи из других источников, потребность и обращение за стоматологической помощью, санаторно-курортное лечение, курение и употребление алкогольных напитков и др.

Детство под микроскопом

Вопросник для детей в возрасте до 15 лет интервьюер заполнит со слов одного из родителей (кто может дать полную и достоверную информацию о ребенке). Получает ли ребенок какие-либо пособия или иные денежные выплаты, имеется ли задолженность по выплате алиментов, как оценивают родители состояние здоровья ребенка, нуждается ли ребенок в устройстве в дошкольное образовательное учреждение и в какое именно, поставлен ли ребенок на очередь и как давно, кто осуществляет присмотр за ребенком, каким образом он добирается до детсада или школы, сколько времени занимает дорога, какие учреждения культуры ребенок посещал, занимается ли спортом и если нет, то по какой причине, посещает ли дополнительные занятия для развития своих способностей, посещает ли группу продленного дня, пользуется ли Интернетом и для каких целей, имел ли какую-либо оплачиваемую работу и как распорядился деньгами, помогает ли по дому? Согласитесь, на основе таких сведений портрет «маленькой страны» гарантирован.

Анонимность - во главу угла

По поводу конфиденциальности сообщаемых сведений волноваться не стоит. Полученные первичные статистические данные не подлежат разглашению. Их будут обрабатывать при условии обязательного обезличивания.

Что дальше?

Результаты обследования будут использоваться при разработке мер социальной и демографической политики, количественного измерения их эффективности, оценки влияния на демографическую ситуацию и уровень жизни различных групп населения, а также мониторинга реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ во всех субъектах страны.

Есть вопросы - звоните!

Консультации и ответы на все вопросы, связанные с проведением Комплексного наблюдения условий жизни, можно получить по телефону: (4922)53-13-36 - отдел статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Владимирстата, а также в местных отделах государственной статистики городов и районов. Вся контактная информация есть на сайте Владимирстата http://vladimirstat.gks.ru/ в разделе «О Владимирстате».

Результатом взаимодействия Владимирстата и населения в 2014 и 2016 гг. стала возможность увидеть в динамике, как менялись условия жизни владимирцев и как изменялась их оценка этих условий.

Малая родина: за и против

Начнем обзор с условий проживания в своем населенном пункте. За два года почти в три раза выросла доля людей, считающих, что проблем, связанных с условиями проживания в их городах и селах, нет в принципе (23,5% в 2016 г. против 8,1% в 2014 г.) Однако подавляющее большинство жителей (76,5% и 91,9% соответственно) имели противоположное мнение. Вот как выглядит рейтинг проблем, беспокоящих население (в порядке снижения приоритетности в 2016 г.):

- состояние дорог и безопасность движения (71% в 2016 г. против 74,6% в 2014 г);

- плохая организация работы жилищно-коммунальных служб (50% против 48,6% соответственно);

- большая удаленность мест проведения отдыха и досуга (40,8% против 36,1%);

- большая отдаленность объектов для занятий физкультурой и спортом 36,6% против 31,7%);

- распространение алкоголизма (33,7 % против 49%);

- загрязненность окружающей среды (33,6% против 48,5%);

- общая неблагоустроенность, недостаточность озеленения (31,9% против 30,5%);

- недоступность государственных и муниципальных услуг в сфере медицинского обслуживания (29% против 21,1%);

- большая отдаленность аптек (23,3% против 13%);

- большая удаленность учреждений культуры (21% против 24%);

- плохая организация работы общественного транспорта (18,3 против 11%);

- распространение наркотиков (16,6% против 21,3%);

- недоступность государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного и школьного образования (13,2% против 10,4%);

- большая отдаленность торговых точек (11% против 3,9%);

- вандализм (умышленное разрушение в общественных местах и жилых домах) (10,7% против 24,5%);

- высокий уровень преступности (9,4% против 12,5%)

- другие проблемы (2,9% против 10,6%).

Как видим, на фоне снижения остроты отдельных проблем (алкоголизм, загрязненность окружающей среды, вандализм, наркотики, состояние дорог и безопасность движения), другие, наоборот, вызывали все большую озабоченность жителей. Среди последних: сфера жилищно-коммунальных услуг, отдыха и досуга, физкультуры и спорта, образования. Особенно большой рост «со знаком минус» показали такие позиции, как отдаленность аптек и торговых точек, недоступность государственных и муниципальных услуг в сфере медицинского обслуживания и плохая работа общественного транспорта.

Портил ли жилищный вопрос жизнь владимирцам?

Размеры занимаемого жилья вполне устраивают 76% населения области (в 2014г. - 80,5%), определенную стесненность испытывали 17,9% домохозяйств (13,3%), очень стесненными назвали свои условия проживания 5,9% семей (6,3%). Среди больших семей, состоящих из четырех и более человек, почти каждая пятая семья испытывает большую стесненность.

Нельзя исключать, что на оценке сказалось и веяние времени. Набирающий обороты тренд престижности жизни в просторном жилье, избыточное предложение на рынке недвижимости, возможность ипотечного кредитования рождают мечты и меняют наше мнение о достаточности своих квадратов.

При оценке состояния своих жилых помещений владимирцы были более позитивны. Почти половина опрошенных респондентов оценила состояние своих жилых помещений как хорошее и около 42% - как удовлетворительное (в 2014 г. соответственно 47% и 43%). На «отлично» свое жилье оценили лишь 4,2% опрошенных (3,6%), и 4,4% считают его плохим и очень плохим (5,8%).

Жилищные условия в целом устраивают 68,3% респондентов, а 31,7% испытывают потребность в их улучшении. Из опрошенных домохозяйств 12,7% собираются улучшить свои жилищные условия, в г. Владимире таких семей 23%. Среди домохозяйств без детей только 7,5% собираются улучшить жилищные условия, в домохозяйствах с детьми – 25%.

Наблюдения показали: за последние три года в лучшую сторону изменилась оценка жилищных условий семьями, проживающими в многоквартирных домах. Так, в 2016 г.:

- на недостаток тепла указали 7,5% (в 2014 г. - 19,9%);

- избыток влажности, сырость - 11,7% (15,6%);

- недостаток солнечного света - 7,2% (7,6%);

- проблемы из-за плохой шумоизоляции - 18,4 (24,4%).

Сам себе доктор

Обо всех итогах в формате пресс-релиза не рассказать. Закончим обзор красноречивыми цифрами нашего отношения к своему здоровью. В январе-сентябре 2016 г. 30,5% владимирцев, имея потребность в медицинской помощи, в медицинские организации так и не обратились (в 2014 г. - 41,9%).

Причинами необращения названы:

- лечились самостоятельно (в 2016 г. 60,4%, в 2014 г. - 54,5%);

- не было времени (34,8% против 17,3%);

- не удовлетворяет работа медорганизации (25,1% против 27,3%);

- не рассчитывают на эффективное лечение (13,8% против 24,7%);

- необходимое лечение можно было получить только на платной основе (11,6% против 11,3%);

- было тяжело добраться до медорганизации (4,2% против 4,9%).

Как видим у каждого – свои причины, в том числе и объективные. Но, считать здоровье главной жизненной ценностью, похоже, готовы далеко не все. Шесть из десяти не обратившихся в поликлинику, лечили себя сами, а у трех из десяти - на это не было времени. Изменились ли наши приоритеты, покажут итоги нового осеннего раунда исследования, которые подведут в июне 2019г.

Дата создания материала: 13-09-2018. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.